Для усиления профориентационной работы, которая является неотъемлемым компонентом допрофильной подготовки и профильного обучения в школах области ведется целенаправленная работа по конструированию целостной системы профориентации с учетом возрастных и индивидуально-типологических особенностей школьников, уровня готовности мотивации к совершению сознательного профессионального выбора. Педагогический коллектив постоянно ищет и находит такие пути развития, при которых нормой становится творческое самоопределение школьников, реализация исследовательских программ, проектов, в которые включаются учителя, учащиеся, родители, представители общественности.
С целью осуществления более эффективного управления профессиональным развитием учащихся специалисты выделяют 3 основных этапа, ставят профориентационные задачи с учетом их условного деления на три критерия:
- когнитивный (информирование о мире профессий, состоянии рынка труда, содержании той или иной трудовой деятельности, о профессиональных образовательных программах и учреждениях);
- мотивационно-ценностный (формирование у школьников всей гаммы смыслообразующих и профессиональных ценностей);
- деятельностно-практический (составление, уточнение, коррекция и реализация профессиональных планов).
Основные ступени и этапы управления системой профориентации в школе
I ступень общего среднего образования
I.1. Начальная школа (1-4 классы).
С помощью профориентационной деятельности (ролевые, дидактические игры, беседы, конкурсы, общественно полезный труд, экскурсии на предприятия, где работают родители, семейные праздники и др.) формируется представление о мире профессий, добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, дается установка на выбор профессии, развивается интерес к будущей профессии.
II ступень общего среднего образования
II.1. Основная школа (5-7 классы).
Формируется осознание учащимися своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. При этом будущая профессиональная деятельность выступает как способ создания определенного образа жизни, как путь реализации своих возможностей.
II.2. Основная школа (8-9 классы).
Формируется представление о профессиональных навыках, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, умение адекватно оценить свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии.
Основное внимание уделяется консультационной помощи в выборе профессии, определяется стратегия действий по освоению запасного варианта.
III ступень общего среднего образования
III.1. Старшие классы (10-11(12) классы).
Профессиональное самоопределение осуществляется на базе углубленного изучения тех предметов, к которым у учеников проявляется устойчивый интерес и способности. Основное внимание обращается на формирование профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, оценку и коррекцию профессиональных планов; знакомство со способами достижения результатов в профессиональной деятельности, самоподготовки к избранной профессии.
Необходимая информация для выпускников школы:
https://kudapostupat.by/ - полезная информация для выпусников
ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ ГРОДНО
- ГРОДНЕНСКИЙ ФИЛИАЛ ЧУО "БИП - ИНСТИТУТ ПРАВОВЕДЕНИЯ"
- УО "ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"
- УО "ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"
- УО "ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ"
СРЕДНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ ГРОДНО И ГРОДНЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
- ВОЛКОВЫССКИЙ КОЛЛЕДЖ УО "ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Я. КУПАЛЫ"
- ГУМАНИТАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ УО "ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Я. КУПАЛЫ"
- ЛИДСКИЙ КОЛЛЕДЖ УО "ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Я. КУПАЛЫ"
- ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ УО "ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Я. КУПАЛЫ"
- УО "ВОЛКОВЫССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ"
- УО "ГРОДНЕНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ" БЕЛКООПСОЮЗА
- УО "ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ"
- УО "ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ ТЕХНИКИ, ТЕХНОЛОГИЙ И ДИЗАЙНА"
- УО "ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ"
- УО "ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ"
- УО "ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ"
- УО "ГРОДНЕНСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧИЛИЩЕ ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА"
- УО "ЖИРОВИЧСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ"
- УО "ЛИДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ"
- УО "НОВОГРУДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ"
- УО "ОШМЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ"
- УО "СЛОНИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ"
- ФИЛИАЛ УО "БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ" "НОВОГРУДСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ"
- ЧУО "ГРОДНЕНСКИЙ КОЛЛЕДЖ БИЗНЕСА И ПРАВА"