Профориентационная работа в школе
Профориентационная работа – это педагогическая, психолого-педагогическая, информационная и организационная деятельность, содействующая самоопределению учащихся в последующей, профессиональной деятельности.
Профориентационная работа в школе – это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объема знаний о социально-экономических и психологических характеристиках профессий с учетом индивидуальных особенностей личности и потребностей рынка труда.
Она реализуется через образовательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися, опирается на Методические рекомендации Министерства образования и Министерства труда и социальной защиты по организации профессиональной ориентации школьников и учащейся молодежи.
Профориентационная работа в школе эффективна, когда соблюдаются следующие принципы:
- систематичность и преемственность;
- профориентационная работа не должна ограничиваться работой только со старшеклассниками. Эта работа ведется с первого по выпускной классы;
- дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, уровня успеваемости;
- оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями;
- взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественно молодежных организаций;
- связь профориентации с жизнью (органическое единство с потребностями общества в кадрах).
Цели профориентационной работы:
- оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора сферы будущей профессиональной деятельности;
- выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональному самоопределению в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии с их, возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда;
- создание условий для проведения системной, квалифицированной и комплексной профориентационной работы;
- формирование у школьников в процессе обучения и воспитания осознанного подхода к выбору профессии в соответствии с интересами и склонностями каждого и с учетом потребностей региона.
Задачи профориентационной работы:
- получение непротиворечивых данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;
- дополнительная поддержка некоторых групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства;
- выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени гимназии с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города, района;
- внедрение современных информационных технологий в практику работы СППС.
Направления профориентационной работы:
- использование общественно полезного труда;
- организация трудовой (производственной) практики;
- допрофессиональная и профессиональная подготовка учащихся;
- организация взаимосвязи учебных предметов с профессиональной средой;
- профориентационная поддержка взросления учащихся;
- использование современных информационных технологий;
- проведение внеклассных мероприятий профориентационной направленности;
- профориентационная работа с родителями.
Полезная информация: