РУ БЕ EN

СППС (Родителям)

Как помочь своему ребенку адаптироваться в начале учебного года

Рекомендации для родителей по обеспечению успешной адаптации детей при переходе с первой во вторую ступень общего среднего образования.

1. Главное — абсолютное принятие ребенка со всеми его достоинствами и недостатками. Это залог взаимопонимания в доме.

2. Постарайтесь понять, с какими трудностями сталкивается ребенок при переходе из начальной школы в основную. Не отказывайте ребенку в помощи при подготовке домашнего задания, если он попросит. При этом не делайте ничего вместо ребенка, делайте вместе с ним, приучайте его к самостоятельности.

3. Помогите пятикласснику запомнить имена, отчества и фамилии классного руководителя и учителей-предметников. Познакомьтесь лично с ними, установите контакт.

4. Не высказывайтесь негативно о школе, об учителях в присутствии ребенка, даже если вам кажется, что для этого есть повод. Постарайтесь разобраться в возникшей проблемной ситуации. Лучше, чтобы учитель был вашим союзником.

5. Обеспечьте своему ребенку соблюдение оптимального для этого возраста режима дня (обязательный сон после 22.00) и удобное рабочее место дома (отдельно от шума и телевизора).

6. Позаботьтесь о том, чтобы у вашего ребенка были друзья, товарищи из класса (беседуйте о друзьях и одноклассниках).

7. Создайте ребенку эмоциональный комфорт дома, научитесь правильно общаться с подростками (ознакомьтесь с материалами родительских университетов, размещенных на сайте школы, они помогут вам найти подход к вашему ребенку).

8. Радуйтесь достижениям своего ребенка. Не позволяйте себе сравнивать его с другими детьми, давайте оценку не самому ребенку, а его поступкам.

9. Когда, откуда и в каком бы виде ни вернулся ваш ребенок домой, встречайте его с любовью.

12. У пятиклассника есть потребность в равноправии, уважении и самостоятельности, он требует серьёзного, доверительного отношения со стороны взрослых. Пренебрежение этими требованиями, неудовлетворённость этой потребности обостряет негативные черты подросткового кризиса. Если дома не предлагают детям средств реализации их чувства взрослости, оно всё равно проявится, но самым невыгодным образом - уверенностью подростка в родительской несправедливости и необъективности.

13. Необходимо оценивать творчество, инициативу, самостоятельность, предоставлять возможность выбора вашему ребенку.

14. Успешность самореализации тесно связана с общим стилем взаимоотношений в семье. В этом плане очень важно, чтобы родители создавали ситуации, позволяющие проявлять детям инициативу, иметь право на ошибку, на своё мнение, участвовать в совместной деятельности, создавать демократическую, не авторитарную атмосферу общения.

15. Постарайтесь создать условия, облегчающие учёбу ребёнка: бытовые -хорошее питание, щадящий режим, полноценный сон, спокойная бытовая обстановка, уютное и удобное место для занятий.

16. Слушайте своего ребёнка: пусть он пересказывает то, что надо заучить, запомнить, периодически диктуйте тексты для записывания, спрашивайте по вопросам учебника и т.п.

17. Регулярно знакомьтесь с расписанием уроков, факультативов, кружков, дополнительных занятий для контроля и для оказания возможной помощи.

20. Помните, что не только оценка должна быть в центре внимания родителей, а знания, даже если сегодня ими воспользоваться невозможно. Поэтому думайте о будущем и объясняйте детям, где и когда можно будет воспользоваться знаниями.

свернуть

Формирование чувства безопасности у ребенка

Для гармоничного развития первое, что должны делать родители, это проявлять свою любовь, не скупиться на похвалы и чутко реагировать на эмоциональные потребности ребенка.

1. Любви к ребенку не может быть слишком много. Ребенку не повредит, если каждый̆ день говорить ему о том, что вы его любите. Не стоит сдерживать свои порывы нежности и проявлять холодность из-за того, что вы боитесь испортить ребенка избыточным вниманием. 

Некоторые родители уверены, что строгость в отношениях воспитывает характер. На самом деле все как раз наоборот. Когда дети ощущают искреннюю любовь, почти всегда они высказывают меньше требований. 

2. Не стесняйтесь физических проявлений своей̆ любви. Детям необходимо физическое проявление любви от родителей не только в младенчестве, но и в детском, и в подростковом возрасте. Часто родители не осознают, что их детям это необходимо даже тогда, когда они выросли и стесняются этого. Иногда просто стоит быть немного деликатнее в том, когда и как вы это делаете.  Достаточно быстро поцеловать его, когда утром он уходит в школу, обнять, когда он вернулся из школы, потрепать по плечу, когда он склонился над столом, выполняя домашнюю работу. Такой физический контакт, каким бы мимолетным он ни был, укрепляет вашу взаимную эмоциональную привязанность. 

3. Постарайтесь понять эмоциональные потребности ребенка и реагировать на них.  Необходимо внимательно наблюдать за настроением и реагировать так, чтобы помогать его эмоциональному развитию. 

Эмоциональные потребности ребенка меняются по мере взросления. 

• В начальной школе, когда дети часто начинают сомневаться в своих способностях, родители должны создать обстановку, при которой ребенок поверит в себя и сможет добиться успеха. 

• В подростковом возрасте задача родителей  помочь подростку развить уверенность в своей способности действовать независимов разумной степени предоставляя ему возможность принятия решений. 

4. Участвуйте в жизни своего ребенка. Самый надежный факторспособный прогнозировать хорошее психологическое здоровье ребенка, его социальную адаптацию, счастье и благосостояние, — это вовлеченность родителей в его жизнь. Дети, чьи родители участвуют в школьной жизни ребенка, лучше учатся. Те дети, с которыми родители просто разговаривают в свободное время, имеют хорошую самооценку, у них реже возникают психологические проблемы. Если родители знают друзей своего ребенка, меньше шансов, что его втянут в опасные занятия, и он попадет в неприятности. 

Нет ничего более важного для правильного психологического развития ребенка, чем глубокое и постоянное участие родителей в его жизни. Для этого требуются время и серьезные усилия. Зачастую ради того, что нужно ребенку, приходится переосмыслить свои приоритеты и даже пожертвовать собственными интересами. Но это того стоит. Это создаст ребенку запас психологической устойчивостикоторый будет поддерживать его на протяжении всей жизни. 

5. «Мой дом — моя крепость». Ребенку нужно чувствовать, что дом — это то место, где он может укрыться от сложностей повседневной жизни. Создайте у себя дома такую атмосферу, которая позволит ребенку действительно расслабиться, забыть о своих проблемах, постарайтесь снизить для него уровень стресса, сделать так, чтобы дома не происходило ссор, споров и эмоционального выяснения отношений.  Ребенку нужен этот островок спокойствия после сложного дня в школе, в тот день, когда его предали друзья или когда он поссорился с любимым человеком. Не в ваших силах сделать так, чтобы эти проблемы исчезли, но соответствующая атмосфера дома поможет ребенку немного отвлечься. 

свернуть

 Как сохранить психическое здоровье ребенка

  • Всегда находите время поговорить      с ребенком. Интересуйтесь его проблемами, вникайте в возникающие      у него сложности, обсуждайте их, давайте советы.
  • Не оказывайте нажима на ребенка,      признайте его право самостоятельно принимать решения, уважайте его право      на самостоятельное решение.
  • Научитесь относиться к ребенку      как равноправному партнеру, который пока просто обладает меньшим жизненным      опытом.
  • Не унижайте ребенка криком, исключите      из практики семейного воспитания «психологические пощечины».
  • Не требуйте от ребенка      невозможного в учении, сочетайте разумную требовательность      с похвалой. Радуйтесь вместе с ребенком даже маленьким успехам.
  • Осознайте, что взрослеющий подросток      не всегда адекватен в своих поступках в силу      физиологических особенностей. Умейте прощать, «лечите» добром.
  • Не сравнивайте ребенка с другими,      более успешными детьми, этим вы снижаете самооценку. Сравните его      с ним же самим, но менее успешным.
  • Следите за выражением своего      лица, когда обращаетесь с ребенком. Хмуро сведенные брови, гневно      сверкающие глаза, искаженное лицо — «психологическая пощечина»      ребенку.
  • Чтобы выработать чувство      ответственности, необходимо, чтобы у ребенка были дела, за которые      отвечает только он (домашние поручения, уроки и т. д.).
  • В случае неудачи ребенка вселяйте в      него уверенность в том, что все должно получиться.
  • Демонстрируйте ребенку позитивное      отношение и уверенность в возможности преодоления жизненных сложностей.
  • Выражайте любовь к ребенку. Говорите      ему, как Вы рады, что у Вас именно такой сын иди дочь.
свернуть

Признаки кризисного состояния

Словесные признаки

  • Подросток, часто говорит о своём душевном состоянии:
  • прямо говорит о невыносимости происходящего: «Я не могу так дальше жить»;
  • косвенно намекает о своём намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придётся обо мне волноваться»;
  • много шутит на тему самоубийства;
  • проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

Поведенческие признаки

  • раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами;
  • демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие как:

в еде – есть слишком мало или слишком много;

во сне – спать слишком мало или слишком много;

во внешнем виде – стать неряшливым;

в школьных привычках – пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками, проявлять раздражительность, угрюмость, находиться в подавленном настроении;

замкнуться от семьи и друзей;

быть чрезмерно деятельным или наоборот безразличным к окружающему миру;

  • ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния;
  • проявлять признаки беспомощности, безнадёжности и отчаяния.

Ситуационные признаки

  • социально изолирован, чувствует себя отверженным;
  • живёт в нестабильном окружении (серьёзный кризис в семье; алкоголизм- личная или семейная проблема);
  • ощущает себя жертвой насилия – физического, сексуального или эмоционального;
  • перенёс тяжёлую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей);
  • слишком критически относится к себе.

 

Признаки готовности ребенка к суициду, при появлении 1-2 из которых следует обратить особое внимание:

  • утрата интереса к любимым занятиям, снижение активности, апатия, безволие;
  • пренебрежение собственным видом, неряшливость;
  • появление тяги к уединению, отдаление от близких людей;
  • резкие перепады настроения, неадекватная реакция на слова, беспричинные слезы, медленная и маловыразительная речь;
  • внезапное снижение успеваемости и рассеянность;
  • плохое поведение в школе, прогулы, нарушения дисциплины;
  • склонность к риску и неоправданным и опрометчивым поступкам;
  • проблемы со здоровьем: потеря аппетита, плохое самочувствие, бессонница, кошмары во сне;
  • безразличное расставание с вещами или деньгами, раздаривание их;
  • стремление привести дела в порядок, подвести итоги, просить прощение за все, что было;
  • самообвинения или наоборот – признание в зависимости от других;
  • шутки и иронические высказывания либо философские размышления на тему смерти.
свернуть

Как уберечь ребенка от сексуального насилия!

1. Расскажите детям об их праве на личную неприкосновенность, на защиту себя от физических посягательств любыми средствами. Научите ребенка отличать уважение к взрослым от безусловного подчинения всем старшим. Дети имеют право и должны сказать «НЕТ» любому, кто намеревается причинить им вред в любой форме.

2. Дети должны находиться на улице в кругу друзей, но только с теми, кого Вы знаете и не позже 23.00.

3. Родители ВСЕГДА должны знать куда, к кому идет ребенок, как его можно найти.

4. Если относительно какого-то незнакомца у ребенка возникли подозрения, пусть сразу же сменит маршрут. По телефону пусть сделает вид, что на улице его встретит папа или взрослый друг. Надо сказать об этом громко в трубку телефона.

5. Убедите детей, что призыв о помощи – это не свидетельство трусости, а необходимое средство защиты или даже спасения. Пусть смело зовут на помощь в случае чьих-либо домогательств.

6. Мобильный телефон должен быть у ребенка, когда он идет куда либо без вас. Необходимо контролировать, чтобы аккумулятор был всегда заряжен, а номер телефона родителей, а также «102» находился в режиме быстрого набора или на рабочем столе смартфона.

В детях необходимо воспитывать строгие правила поведения и требования к себе. В противном случае их нестрогое соблюдение легко может оказаться провоцирующим для преступников. Можно использовать «правило 4х нет»

НАДО ПОМНИТЬ, что преступники могут применить не только насильственные, но и «соблазнительные» приемы. Они могут предложить конфеты, мороженое, игрушки, либо обещают что-то показать интересное. Соблазнитель зовет вместе погулять, либо напрашивается в провожатые.

ЗНАЙТЕ, что дети охотнее идут на контакт (особенно с 6 до 12 лет), что прибавляет насильнику уверенности, он стремится расположить к себе ребенка, одновременно обещает в обоюдных половых действиях безобидную и приятную забаву.

НЕРЕДКО преступником оказывается человек, который находится с детьми и подростками в каких-либо повседневных служебных контактах (руководит кружками, секциями, занимается репетиторством, живет по соседству, ежедневно едет вместе в общественном транспорте).

Жертвами половых преступлений чаще оказываются дети и подростки, запущенные с точки зрения полового воспитания. По этой причине некоторые дети утрачивают чувство стыдливости, другие воспитываются в такой покорности взрослым, что в случае половых домогательств не смеют им противостоять. Пусть дети не позволяют, чтобы незнакомцы, знакомые или даже дальние родственники нарушали их половую неприкосновенность.

Постарайтесь, чтобы дети рассказывали вам обо всем, что происходит с ними. Объясните, что насильники или вежливо уговаривают, или запугивают детей, добиваясь, чтобы они сохранили это втайне.

Что делать, если страшное уже произошло?

Даже если сексуальное нападение не закончилось изнасилованием, ребенок переживает психологический шок. В этой ситуации ему, как никогда, нужны ваши помощь, любовь, понимание и такт.

Зачастую ребенок не сразу рассказывает о случившемся с ним, испытывая страх, позор и стыд. Однако если вы будете внимательны, то можете заметить физические признаки сексуального надругательства: изменившаяся походка, необычная поза при сидении, плохое самочувствие ребенка из-за болей в половых органах, синяки на теле, частое принятие ванны (попытка «очиститься», смыть «грязь»), частое мочеиспускание, плохой аппетит.

Происшедшее отражается на психическом состоянии и поведении ребенка: он угнетен, стал беспокойно спать, его мучают ночные кошмары, появились новые или усилились старые страхи, часто плачет, стал отчужденным или, наоборот, проявляет чрезмерную привязанность.

В сложившейся ситуации важно вывести ребенка на откровенный разговор. Если он получит возможность рассказать о том, что случилось, это поможет ему, мягче пережить стресс. Вызывая ребенка на разговор, можно сказать следующее: «Я вижу, что тебе очень плохо, чувствую, как тебе тяжело. Я понимаю, что ты не пускаешь меня к своей беде, потому что хочешь уберечь меня, хочешь сам выстоять в трудное для тебя время и поэтому отгородился от меня стеной. Разреши мне тебе помочь».

Следует знать, что первые месяцы наиболее тяжелые для ребенка и малейшее воспоминание может вызвать истерику. В этот момент главное — дать ему почувствовать, как сильно вы его любите, как он вам близок и дорог.

Не показывайте ребенку своих переживаний по поводу того, что произошло. В разговоре не употребляйте выражений типа «как это грязно», «как отвратительно» и т. д. Это может вызвать у ребенка чувство вины за то, в чем он абсолютно не виноват.

Постарайтесь сохранить происшедшее в тайне от соседей, знакомых, приятелей ребенка, так как любое неосторожное слово или даже жалость с их стороны ухудшат ситуацию. И уж тем более не обсуждайте то, что произошло, при ребенке. Ему нужно, чтобы окружающие принимали его таким, как и раньше. Он не должен чувствовать себя «белой вороной», ловить сочувственные взгляды и слышать перешептывания за спиной.

Следует отдавать себе отчет, что забыть о пережитом ребенок не сможет никогда. Тем не менее, эпизод насилия постепенно будет стираться из его памяти. Будьте готовы к тому, что еще несколько месяцев ребенок будет находиться в депрессивном состоянии. Ваша задача — поддержать его.

Обязательно обратитесь за помощью к психологу.

свернуть

Профилактика насилия в семье

Что понимают под домашним насилием?

Понятия «дом» и «насилие» кажутся несовместимыми. Дом дает защиту, безопасность, любовь и возможность открываться и развиваться способностям ребенка и взрослого. Однако в мире ежегодно погибают тысячи детей и взрослых не от преступника на улице, не от незнакомого случайного агрессора, а от близкого, родного человека. А психологическое насилие как вид воспитания наносит еще большее количество травм.

Домашнее насилие является проблемой, которая существует во многих странах мира. Распространенность случаев насилия над детьми, по результатам исследований разных авторов, составляет от 3% до 30% общего количества детского населения.

Домашнее насилие–это повторяющиеся циклы физического, сексуального, психологического, эмоционального и экономического оскорбления по отношению к своим близким с целью обретения над ними власти и контроля.

Одна из главных особенностей домашнего насилия состоит в том, что оно не является ни случайностью, ни досадным эпизодом, а имеет системный характер и проявляется в повторяющихся циклах разных видов насилия. Домашнее насилие не является конфликтом, который можно разрешить при помощи переговоров, компромиссов и взаимных уступок. В ситуации насилия в семье поводом для агрессии является не проблема, а интересы только одной стороны - обидчика, целью которого является желание контролировать и управлять поведением и чувствами другого.

Второе отличие домашнего насилия от других агрессивных актов заключается в том, что оно происходит в отношении к близким людям: супругам, родителям, детям, другим родственникам, т.е. тех людей, кто рассчитывает на безопасность и любовь.

Третья важная особенность домашнего насилия - чаще всего его жертвами становятся женщины. Свидетели насилия, дети также подвержены травматизации и переживают те же психологические последствия, что и жертва. Это важно знать матерям, сохраняющим отношения с агрессором «ради детей», или по другим причинам. 

Каждый человек, испытывающий домашнее насилие, должен иметь свой план действий, чтобы справиться с проявлениями насилия.

Несколько советов по обеспечению своей безопасности

  1. Если спора не избежать, постарайтесь выбрать для него комнату, из которой можно в случае необходимости легко выйти. Старайтесь избежать споров в ванной комнате, кухне, где есть острые и режущие предметы.
  2. Договоритесь с соседями, чтобы они вызвали милицию, если услышат шум и крики из вашей квартиры.
  3. Приготовьте запасные ключи от дома (машины) и держите их так, чтобы в случае опасности, можно было срочно покинуть дом – и тем самым спасти свою жизнь или избежать новых побоев и оскорблений.
  4. С той же самой целью спрячьте в безопасном, но доступном для вас месте книжку с номерами необходимых телефонов, паспорт, свидетельство о браке, документы детей, другие важные бумаги, одежду и белье на первое время, нужные лекарства, а также деньги – сколько сможете.
  5. Заранее договоритесь с друзьями и родственниками о том, то в случае опасности они предоставят вам временное убежище.
  6. Сделайте все возможное, чтобы обидчик не нашел вас. Спрячьте все записки и адреса, которые могут подсказать, где вы: записные книжки, конверты с адресами, номера телефонов.
  7. При критической ситуации покидайте дом.
  8. При первой же возможности обратитесь в милицию по телефону «102».

Многим кажется: «У меня из друзей никто никого не бьет, у меня нормальные друзья, нет таких подруг». Но в действительности эти подруги замазывают свои синяки и улыбаются, потому что им надо показывать, что все нормально. Как правило, стыд и обвинение – это кислород в этом доме, все этим пропитано. Он придет домой, изобьет ее, а потом скажет: «Почему ты меня позоришь? Ты должна быть нормальной женой!». Она не хочет быть «ненормальной», не такой как все: все улыбаются, все показывают любовь.

Этот стыд заставляет всех молчать… Почему? Потому что первым, что женщина услышит, будет «Ты сама виновата» или расспросы «Что ты сделала? Как ты его спровоцировала? Что ты ему сказала?». ( https://psy.su/feed/8493/)

Не молчите, если вы стали жертвой или свидетелем домашнего насилия. Обращайтесь за помощью к специалистам по телефону: 102.

Очень важно рассматривать последствия насилияпережитого ребенком, с учетом его возрастных особенностей.

 

  • для детей до 3-х лет: страхи, спутанность чувств, на­рушения сна, потеря аппетита, агрессия, страх перед чужими людьми, сексуальные игры;
  • для дошкольников: тревога, боязливость, чувство вины, стыда, отвращения; в поведении отмечаютсяотстраненность, агрессия, сексуальные игры,мастурбация;
  • для детей младшего школьного возраста: сложности в определении семейных ролей, страх, чувство стыда, отвращения, испорченности, недоверия к миру; в поведении отмечаются отстраненность, нарушения сна, аппетита, агрессивное поведение, ощущение «грязного тела», молчаливость либо неожиданная разговорчивость, сексуальные действия с другими детьми;
  • для детей 9-13 лет: то же, что и для детей младшего школьного возраста, а также депрессия, чувство потери ощущений; в поведении отмечаются изоляция, манипулирование другими детьми с целью получения сексуального удовлетворения, противоречивое поведение;
  • для подростков 13-18 лет: отвращение, стыд, вина, недоверие, амбивалентные чувства по отношению к взрослым, сексуальные нарушения, несформированность социальных ролей и своей роли в семье, чувство собственной ненужности; агрессивное поведение, избегание телесной и эмоциональной интимности, непоследовательность и противоречивость поведения; случаются суици­ды, уходы из дома.
  • Во взрослой жизни последствия насилия проявляются в форме психосоматических заболеваний, различных злоупотреблений (алкоголем, наркотиками, различными лекарственными препаратами), различных нарушений, связанных с неприятием своего тела. Отмечаются нарушения в сексуальных отношениях с партнером.

 

Девять правил воздействия на ребенка без применения телесного наказания

  • Сохраняйте спокойствиев любых ситуациях: если ваши нервы на пределе, не предпринимайте никаких действий и постарайтесь успокоиться. Часто причиной срыва является целый ряд стрессовых факторов. Постарайтесь отстраниться от ситуации и посчитать до десяти. Как только вы обретете самообладание, выход из ситуации станет очевиден.
  •  Найдите время для себя: если вы посвятите какое-то время чтению, прогулке, упражнениям, молитве или вашему хобби, вы будете вести себя более спокойно и выдержанно со своим ребенком.
  • Будьте доброжелательными, но требовательными: если ваш ребенок не отреагировал на продолжительные просьбы вести себя должным образом, лучше воздержаться от телесных наказаний, привлечь его внимание, добиться понимания с его стороны и повторить свою просьбу в доброжелательном, но твердом тоне.
  • Давайте ребенку возможность выбора: если ребенок не слушается, опишите ему, какие меры вы готовы предпринять в ответ на плохое поведение с его стороны, дайте ему возможность самостоятельно выбрать между послушанием и возможным наказанием.
  • Дайте ребенку возможность предпринять меры для устранения отрицательных последствий своих действий:  если ребенок совершил проступок, который привел к отрицательным последствиям, дайте ему возможность предпринять меры для устранения причиненного ущерба. Так вы научите своего ребенка нести ответственность за свои действия, а не испытывать страх перед наказанием.
  • Давайте ребенку возможность достичь договоренности с вами: если ваш ребенок нарушил договоренность, существующую между вами, следует обсудить с ним его поведение и ваши чувства, постараться вновь достичь согласия, взяв с ребенка слово впредь не поступать подобным образом, предложив ему возможность компенсировать подобный проступок конкретными положительными действиями.
  • Не вступайте в конфликт с ребенком: если ребенок пререкается, лучше не продолжать разговор в таком тоне. Спокойно скажите, что будете готовы поговорить с ребенком, как только он будет готов вести себя более уважительно.
  • Будьте доброжелательны, но тверды в своих требованиях: вместо того чтобы ударить ребенка, когда он делает что-то, чего делать не должен, возьмите его на руки, отнесите в другую комнату и предложите заняться чем-нибудь другим. Иногда вам потребуется проделать это несколько раз.
  • Заранее предупредите ребенка о своих намерениях: заранее предупредите ребенка о своем намерении прервать какие-либо его занятия. Тогда он сможет довести до конца начатое дело, и спокойно подчинится вашему требованию. Так вы избежите вспышек гнева, которые часто являются проявлением бессилия и следствием отсутствия у ребенка своевременной информации.
свернуть

Как помочь своему ребенку адаптироваться в начале учебного года

Рекомендации для родителей по обеспечению успешной адаптации детей при переходе с первой во вторую ступень общего среднего образования.

1. Главное — абсолютное принятие ребенка со всеми его достоинствами и недостатками. Это залог взаимопонимания в доме.

2. Постарайтесь понять, с какими трудностями сталкивается ребенок при переходе из начальной школы в основную. Не отказывайте ребенку в помощи при подготовке домашнего задания, если он попросит. При этом не делайте ничего вместо ребенка, делайте вместе с ним, приучайте его к самостоятельности.

3. Помогите пятикласснику запомнить имена, отчества и фамилии классного руководителя и учителей-предметников. Познакомьтесь лично с ними, установите контакт.

4. Не высказывайтесь негативно о школе, об учителях в присутствии ребенка, даже если вам кажется, что для этого есть повод. Постарайтесь разобраться в возникшей проблемной ситуации. Лучше, чтобы учитель был вашим союзником.

5. Обеспечьте своему ребенку соблюдение оптимального для этого возраста режима дня (обязательный сон после 22.00) и удобное рабочее место дома (отдельно от шума и телевизора).

6. Позаботьтесь о том, чтобы у вашего ребенка были друзья, товарищи из класса (беседуйте о друзьях и одноклассниках).

7. Создайте ребенку эмоциональный комфорт дома, научитесь правильно общаться с подростками (ознакомьтесь с материалами родительских университетов, размещенных на сайте школы, они помогут вам найти подход к вашему ребенку).

8. Радуйтесь достижениям своего ребенка. Не позволяйте себе сравнивать его с другими детьми, давайте оценку не самому ребенку, а его поступкам.

9. Когда, откуда и в каком бы виде ни вернулся ваш ребенок домой, встречайте его с любовью.

12. У пятиклассника есть потребность в равноправии, уважении и самостоятельности, он требует серьёзного, доверительного отношения со стороны взрослых. Пренебрежение этими требованиями, неудовлетворённость этой потребности обостряет негативные черты подросткового кризиса. Если дома не предлагают детям средств реализации их чувства взрослости, оно всё равно проявится, но самым невыгодным образом - уверенностью подростка в родительской несправедливости и необъективности.

13. Необходимо оценивать творчество, инициативу, самостоятельность, предоставлять возможность выбора вашему ребенку.

14. Успешность самореализации тесно связана с общим стилем взаимоотношений в семье. В этом плане очень важно, чтобы родители создавали ситуации, позволяющие проявлять детям инициативу, иметь право на ошибку, на своё мнение, участвовать в совместной деятельности, создавать демократическую, не авторитарную атмосферу общения.

15. Постарайтесь создать условия, облегчающие учёбу ребёнка: бытовые -хорошее питание, щадящий режим, полноценный сон, спокойная бытовая обстановка, уютное и удобное место для занятий.

16. Слушайте своего ребёнка: пусть он пересказывает то, что надо заучить, запомнить, периодически диктуйте тексты для записывания, спрашивайте по вопросам учебника и т.п.

17. Регулярно знакомьтесь с расписанием уроков, факультативов, кружков, дополнительных занятий для контроля и для оказания возможной помощи.

20. Помните, что не только оценка должна быть в центре внимания родителей, а знания, даже если сегодня ими воспользоваться невозможно. Поэтому думайте о будущем и объясняйте детям, где и когда можно будет воспользоваться знаниями.

свернуть

Рекомендации для родителей по профилактике жестокого обращения с несовершеннолетними

Жестокое обращение с детьми – действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.

Выделяют несколько видов жестокого обращения: физическое, сексуальное, психическое(эмоционально дурное обращение) насилие, отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребенка).

Во исполнение Всеобщей декларации прав человека и Декларации прав ребенка необходимо принять все необходимые меры для защиты ребенка от любых форм физического или психологического насилия, отсутствия заботы или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке. Такие меры должны включать поддержку ребенка и лиц, которые о нем заботятся, предупреждение, выявление, информирование, передачу на рассмотрение, расследование, лечение в связи со случаями жестокого обращения с ребенком, а в случае необходимости возбуждение судебной процедуры.

Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми связана с тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних.

Рекомендации для родителей, чьи дети постоянно подвергаются моральному унижению со стороны педагогов или сверстников

  • Не упрекайте ребенка за то, что он не рассказал об этом раньше, или ничего не сделал, чтобы предотвратить случившееся.
  • Поговорите с ребенком, определите источник конфликта, стресса, напряжения в отношениях.
  • Дайте понять ребенку, что вы понимаете его и верите.
  • Поставьте в известность классного руководителя и администрацию школы.

Восемь «нет!» для мамы с папой

  1. Не запугивайте, не угрожайте ребенку – полученное таким способом послушание подрывает веру ребенка в себя и в вашу любовь;
  2. Не прибегайте к насилию – насилие всегда воспроизводится;
  3. Не  провоцируйте, не шантажируйте, не подкупайте ребенка – вы даете тем самым ему наглядный урок манипулирования людьми и чувствами;
  4. Не сдерживайте своих чувств – старайтесь следовать при этом принципу «здесь и теперь»: чувства,  выраженные потом или авансом, редко оказываются подлинными;
  5. Не оценивайте, не сравнивайте ребенка с другими – принимайте его таким, какой он есть;
  6. Не замалчивайте проблемы и конфликты – высказывайте сами и непременно выслушивайте детей;
  7. Не приносите жертв – ребенку не может быть хорошо, если плохо вам;
  8. Не отвергайте ребенка, как бы тяжело он ни провинился.

Четыре заповеди мудрого родителя.

Ребёнка нужно не просто любить, этого мало. Его нужно уважать и видеть в нём личность. Не забывайте также о том, что воспитание – процесс «долгоиграющий», мгновенных результатов ждать не приходится. Если ребёнок не оправдывает ваших ожиданий, не кипятитесь. Спокойно подумайте, что вы можете сделать, чтобы ситуация со временем изменилась.

1. НЕ ПЫТАЙТЕСЬ СДЕЛАТЬ ИЗ РЕБЁНКА САМОГО-САМОГО.

Так не бывает, чтобы человек одинаково хорошо всё знал и умел. Даже самые взрослые и мудрые на это не способны. Никогда не говорите: «Вот Маша в 4 года уже читает, а ты?!» или «Я в твои годы на турнике 20 раз отжимался, а ты – тюфяк тюфяком». Зато ваш Вася клеит бумажные кораблики, «сечёт» в компьютере. Наверняка найдётся хоть одно дело, с которым он справляется лучше других. Так похвалите его за то, что он знает и умеет, и никогда не ругайте за то, что умеют другие!

2. НЕ СРАВНИВАЙТЕ РЕБЁНКА С ДРУГИМИ ДЕТЬМИ.

Воспринимайте рассказ об успехах чужих детей просто как информацию. Ведь вас самих сообщение о том, что президент Уганды (ваш ровесник) награждён очередным орденом, не переполняет стыдом и обидой?

3. ПЕРЕСТАНЬТЕ ШАНТАЖИРОВАТЬ.

Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я старалась, а ты…», «Я тебя растила, а ты…». Это, уважаемые родители, на языке Уголовного кодекса называется шантаж. Самая несчастная из всех попыток устыдить. И самая неэффективная. На подобные фразы 99% детей отвечают: «А я тебя рожать меня не просил!»

4. ИЗБЕГАЙТЕ СВИДЕТЕЛЕЙ.

  • Если действительно возникла ситуация, когда ребёнок перешёл границы дозволенного поведения, очень важно, чтобы ваша воспитательная беседа состоялась без свидетелей. Главное – не забывать, что у всего должна быть мера.
  • Не стремитесь к виртуозному исполнению материнской роли. В общении с ребёнком нет и не может быть запрещённых эмоций, но при одном условии: он не должен сомневаться в безусловности вашей любви. Ребёнок должен чувствовать, что ваше недовольство, раздражение или гнев вызваны его поступком, а не им самим. Ваш ребёнок не может быть плохим, потому что он ребёнок и потому что он ваш.
  • Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, где его любят и заботятся о нем!
  • Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации о том, как надо себя вести, даем им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. В чем здесь причина? Может быть, дело в том, что наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим? Дети – наши постоянные свидетели. Они видят наши падения, срывы, провалы, как бы мы не старались скрыть это.
  • Родительская жестокость по отношению к детям порождает в них представление о своей социальной незащищенности, ненужности, искажает представление ребенка о том, что такое хорошо и что такое плохо. Ребенок начинает бояться общения со взрослыми, не может найти выход из сложившейся ситуации.
  • Самый тяжелый труд – воспитание человека, и ни один родитель не избежал на этом пути ошибок и трудностей. Бывают случаи, когда поступки детей ставят нас в тупик и кажется, что крик – это вполне адекватная реакция на случившееся. Остановитесь! Крик еще никому не помог разрешить ситуацию, но испугать ребенка, лишиться его доверия и искренности таким образом очень легко!
  • Подростковую психику нередко называют периодом «гормональной дури». У подростка происходит поиск и становление своего «я» – это стремление освободиться от влияния взрослых и общаться со сверстниками. Такие реакции порождают меньше конфликтов и проходят мягче в семьях, где присутствует уважение друг к другу, взаимопонимание, где подросток, как и остальные члены семьи, имеет право голоса, где у всех есть права и обязанности.

За и против чего ведёт борьбу ребёнок в переходном возрасте?

1. За то, чтобы перестать быть ребёнком.

2. За прекращение посягательств на его физическое начало, неприкосновенность.

3. За утверждение среди сверстников.

4. Против  замечаний, обсуждений, особенно ироничных, по поводу его физической взрослости.

Сохранить любовь и уважение своих подросших детей вам помогут советы:

1. Не следует видеть в самостоятельности ребёнка угрозу его лишиться.

2. Помните, что ребёнку нужна не столько самостоятельность, сколько право на неё.

3.Чтобы ребёнок выполнил то, что вам нужно, постарайтесь сделать так, чтобы он сам этого захотел.

4. Не злоупотребляйте опекой и контролем, не перегружайте его.

5. Не создавайте в семье «революционную ситуацию», а если создали, то приложите все усилия, чтобы разрешить её мирным путём.

6. Не забывайте слова И.В. Гёте : «В подростковом возрасте многие человеческие достоинства проявляются в чудачествах и неподобающих поступках».

свернуть

Интернет-ресурсы: