РУ БЕ EN

Коррекционно-педагогическая помощь

Упражнения для увеличения скорости чтения в начальных классах

Milto_1Упражнение «Чтение — Стоп»

По команде «Чтение» ребенок начинает читать текст до команды «Стоп». Тогда он прекращает читать и отрывает взгляд от страницы. Вы снова даете команду «Чтение». Задача ребенка — быстро найти место, на котором он остановился в прошлый раз, и начать читать с него.

Milto_1Проговаривание чистоговорок

Чистоговорки — это стихотворные упражнения, которые позволяют развить артикуляционный аппарат ребёнка. Ведь часто бывает так, что мозг ребенка прочитал правильно и быстро, а неразвитый речевой аппарат не позволяет проговорить ребенку прочитанное быстро и правильно. Чистоговорки бывают на различные звуки, поэтому можно подобрать для ребёнка необходимое для него звукопроизношение. также чистоговорки легко составить самим.

Примеры чистоворок:

·         Ал-ал-ал — мяч в ворота не попал.

·         Ил-ил-ил — по реке плыл крокодил.

·         Ол-ол-ол — начинается футбол.

·         Лю-лю-лю – маму очень я люблю!

·         Ра-ра-ра — нам гулять идти пора

·         Ры-ры-ры — прокачусь-ка я с горы.

·         Ру-ру-ру – начинаем мы игру.

·         Ар-ар-ар — подарили Варе шар.

·         Рю-рю-рю – кашу Ване я варю.

·         Ри-ри-ри — прилетели снегири.

·         Арь-арь-арь – будем мы читать букварь.

·         Ры-ры-ры — в камышах живут бобры.

·         Ша-ша-ша — мама моет малыша

·         Шу-шу-шу — шарф повяжем малышу

·         Шо-шо-шо — в нашем доме хорошо

·         Шо-шо-шо — летом в парке хорошо

·         Ащ-ащ-ащ — мы купили плащ

·         Ущ-ущ-ущ — за забором плющ

·         Ща-ща-ща — мы несем домой леща

·         Щё-щё-щё — повторим ещё? и т.д.

 

Milto_1Поиск загаданного слова

 Попросите ребенка найти в незнакомом тексте загаданное вами слово. Задача — найти загаданное слово как можно быстрее. Чтобы ребёнку было интереснее играть, можно загадывать и находить слова по очереди.

Milto_1Разучивание скороговорок

Эти упражнения развивают подвижность речевого аппарата. Скороговорки хорошо проговаривать в качестве разминки перед чтением. Тем самым развивается речевой аппарат и вы заметите насколько меньше ошибок будет делать малыш при прочтении текста. Примеры скороговорок:

Розу розовую Розе Боря в праздник подарил. Боря улыбается: роза Розе нравится!

На дворе трава, на траве дрова Не руби дрова на траве двора.

Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, Про покупочки мои.

Ехал Грека через реку, Видит Грека — в реке рак. Сунул Грека руку в реку, Рак за руку Грека — цап.

Два щенка, щека к щеке, Щиплют щетку в уголке.

Говорил попугай попугаю: Я тебя, попугай, попугаю. Отвечает ему попугай: Попугай, попугай, попугай!

От топота копыт пыль по полю летит.

Milto_1Чтение в темпе скороговорки

 Для начала необязательно читать в темпе скороговорки весь текст. Достаточно выбрать одно предложение. Лучше взять среднее по длине предложение, в словах которого ребёнок спотыкался или прочитывал с ошибками. И это одно предложение читать до тех пор, пока ребёнок не сможет проговорить его чисто и в достаточно быстром темпе.

Milto_1Чтение только гласными буквами

 Прекрасное упражнение, позволяющее убрать многие ошибки при чтении, в частности потерю строчки и задержку прочтения при переходе с одной строки на другую.

Milto_1Чтение слоговых таблиц

Слоговые таблицы помогают отработать необходимые звукосочетания. вызывающие у ребёнка трудности при чтении. В частности особую пользу при работе над скоростью чтения приносит работа с таблицами на стечение согласных.

Milto_1Многократное прочтение (4-5 раз) одного и того же текста

 Казалось бы зачем читать одно и того несколько раз? Но это упражнение прекрасно тренирует не только речевой аппарат ребёнка, придаёт ему уверенность в собственные силы, но и расширяет ближайшие горизонты достижения следующего результата.

Milto_1Выразительное чтение отработанной части текста с переходом на незнакомую часть текста

Когда скорость чтения низкая, то внимание ребёнка всё сосредоточено лишь на том, чтобы правильно перевести графический образ букв в звук. Как правило, понимание, а тем более выразительность уходят на второй план. В данном случае многократное прочтение с заходом на незнакомую часть текста, позволит постепенно не только увеличить скорость чтения, но и понимание прочитанного.

Milto_1Пересказ с опорой на текст (с подглядыванием)

Суть упражнения сводится к тому, что ребёнку необходимо быстро выхватить глазами из текста необходимую информацию, что позволяет легче перейти от слогового чтения к чтению целыми словами.

 

Milto_1Упражнение «Чтение вверх ногами»

 Это упражнение нравится всем детям. Переверните книгу и предложите ребенку почитать ее вверх ногами. Поначалу с этим могут возникнуть трудности, но постепенно ребенок научится. В качестве рекомендации могу сказать, что поначалу нужно брать крупный шрифт.

 

Milto_1Работа с таблицами Шульте

Это упражнение просто необходимо при работе над увеличением скорости чтения

Milto_2

Тексты для скорочтения

Это хорошие результативные упражнения для увеличения скорости и улучшения качества чтения ребенка.  Но для отработки данных упражнений лучше брать подходящие по возрасту ребенка тексты.

Вот несколько примеров:

Milto_3

Milto_4

Milto_5

Milto_7

Milto_8

Milto_6

Milto_9.png

Milto_10

Milto_11

Milto_12

Milto_13

 

свернуть

Интернет-ресурсы: